Руководство по эксплуатации П-2080 П-4048 П-8024

УСТРОЙСТВО ЗАРЯДНОЕ СЕРИИ «ПОЛЮС»
ДЛЯ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ

Паспорт и руководство по эксплуатации

ПОЛЮС-2080 ПОЛЮС-4048 ПОЛЮС-8024

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Общие сведения.
2. Устройство изделия.
3. Меры безопасности.
4. Подготовка и порядок работы.
5. Правила хранения и транспортирования.

1.ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ.

1.1. Устройство зарядное серии «ПОЛЮС» для аккумулятор-ных батарей (далее- ЗУ) предназначено для заряда аккумулятор-ных батарей (АКБ) автомобильного и технологического транс-порта.
1.2. ЗУ предназначено для работы внутри помещений
1.3. ЗУ позволяет плавно регулировать ток заряда АКБ.
1.4. ЗУ позволяет плавно регулировать максимальное
напряжение при заряде АКБ.
1.5. ЗУ позволяет производить восстановление (десульфата-цию) АКБ в режиме реверсивных токов «ЦИКЛ».
1.6. ЗУ позволяет производить автоматическое прекращение подачи тока по окончании полного заряда АКБ.
1.7. ЗУ имеет электронные защиты от:
- перегрева;
- неправильного подключения АКБ;
- короткого замыкания АКБ.
1.8. Возможно использование в качестве предпускового ЗУ для облегчения запуска двигателя.
ВНИМАНИЕ!!! ЗУ работает только совместно с АКБ. При отсоединении клемм ЗУ от АКБ устройство автомати-чески отключается.

ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ.
Номинальное напряжение питающей сети, В:…………220
Нижний уровень допустимого напряжения питающей
сети, В:………………………………………………..….175+-3%
Верхний уровень допустимого напряжения питающей
сети, В:………………………………………………..….260+-3%
Частота питающей сети, Гц………………………………..50
Номинальная емкость заряжаемых АКБ, А/ч *:
ПОЛЮС-2080………………………………………………… 200
ПОЛЮС-4048…………………………………………..….. 400
ПОЛЮС-8024………………………………….. .………… 800
Номинальное напряжение заряжаемых АКБ, В**:
ПОЛЮС-2080……………………………………….…… 2…80
ПОЛЮС-4048…………………………………………….. 2…48
ПОЛЮС-8024…………………………………………….. 2…24
Пределы регулировки тока заряда, А, не менее:
ПОЛЮС-2080……………………………………………. 2…20
ПОЛЮС-4048……………………………………………. 2…40
ПОЛЮС-8024…………………………………………….. 2…80
Время заряда АКБ в режиме «ЦИКЛ», с……………..… 30+-5
Время разряда АКБ в режиме «ЦИКЛ», с……………… 30+-5
Потребляемая мощность, ВТ, не более:
ПОЛЮС-2080…………………………………………….. 4000
ПОЛЮС-4048………………………………………….…. 4000
ПОЛЮС-8024…………………………………………….. 4000
Пределы измерения напряжения, В…………………… 0,5…120
Погрешность измерения напряжения, %, не более..….. +-5
Погрешность измерения тока заряда, %, не более……. +-5
Масса, кг, не более………………………………………….. 6
Габаритные размеры, мм, не более………………… 160*290*360
Диапазон рабочих температур окружающей
среды, С………………………………………………….-40…+40
Относительная влажность воздуха,
%, не более……………………………………….… 98, при 25 С
Атмосферное давление, кПа………………………..… 84…106
Показатели надежности:
- средняя наработка на отказ не менее 10000 ч.;
— среднее время восстановления – не более 1 часа;
— средний срок службы не менее 10 лет.
ЗУ должно обеспечивать непрерывную круглосуточную работу.
ЗУ должно быть восстанавливаемым и обслуживаемым изделием.
Отказами не считаются дефекты, вызванные внешним воздейст-вием и нарушением правил эксплуатации.

*Возможен одновременный заряд нескольких параллельно под-ключенных АКБ.
**Возможен одновременный заряд нескольких последователь-но подключенных АКБ.

2.УСТРОЙСТВО ИЗДЕЛИЯ.

1. Индикатор тока заряда АКБ.
При отключенной АКБ светятся запятые во всех разрядах
При подключении АКБ показывает ток заряда.
При коротком замыкании АКБ светится «0» в младшем разряде.
2. Индикатор напряжения АКБ.
При работе, в зависимости от положения переключателя (4) показывает на-пряжение АКБ или напряжение, установленное регулятором (8).
При перегреве ЗУ светится «0» в младшем разряде.
3. Переключатель реверсивного режима работы «ЦИКЛ».
Включает- выключает режим реверсивных токов.
4. Переключатель «ИНДИКАЦИЯ».
В положении «НАПР.» на индикаторе (2) высвечивается напряжение АКБ.
В положении «УСТ.НАПР.» на индикаторе (2) высвечивается напряжение, установленное регулятором (8).
5. Индикатор состояния сети.
Синий цвет свечения- напряжение сети менее 175В. Работа невозможна.
Красный цвет свечения- напряжение сети более 260В. Работа невозможна.
Не светится- нормальное напряжение сети.
При отключении ЗУ от сети 220В, 50Гц индикатор состояния сети несколько минут светится синим цветом.
6. Индикатор включения ЗУ.
Светится при нормальном напряжении сети 220В, 50Гц и включении ЗУ с
помощью выключателя (9).
7. Регулятор «ТОК».
В режиме «ЗАРЯД» вращение регулятора по часовой стрелке увеличивает ток зарядки подключенной АКБ.
8. Регулятор «УСТ. НАПР.».
Вращение регулятора по часовой стрелке увеличивает порог максимального напряжения при зарядке АКБ.
9. Выключатель сети 220В, 50Гц.
В положении «I» ЗУ включено, в положении «О»- выключено.
10. Шнур и вилка подключения сети 220В, 50Гц.
11. Разъемы для проводов подключения АКБ.
12. Провода и зажимы для подключения АКБ.

3. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ.
3.1. Перед зарядкой прочитать инструкцию.
3.2. Не допускайте эксплуатацию ЗУ вблизи нагревательных приборов, не закрывайте вентиляционные отверстия на передней и задней панелях корпуса.
3.3. Не допускайте работу ЗУ в местах с повышенной влажно-стью и под дождём.
3.4. Не разбирайте ЗУ- его внутренние части находятся под опасным напряжением.
3.5. При повреждении шнура подключения сети 220В, 50Гц во избежание опасности его должен заменить изготовитель или его агент, или аналогичное квалифицированное лицо.
3.6. При эксплуатации оберегайте ЗУ от ударов и падений.
3.7. Зарядка АКБ сопровождается выделением взрывоопасных газов. Используйте ЗУ только в хорошо вентилируемом помеще-нии.
3.8. Зарядка АКБ сопровождается выделением паров электро-лита, приводящих к постепенному разрушению узлов ЗУ. Старай-тесь располагать ЗУ как можно дальше от мест зарядки АКБ.

4. ПОДГОТОВКА И ПОРЯДОК РАБОТЫ.

4.1. ПОДКЛЮЧЕНИЕ И ЗАРЯДКА АКБ, СНЯТОЙ С ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА.
4.1.1.ПОДГОТОВКА К ЗАРЯДКЕ АКБ
4.1.1.1. Установить регуляторы тока заряда (7) и максимально-го напряжения заряда АКБ (8) в крайнее левое положение.
4.1.1.2. Подключить зажимы проводов подключения АКБ (12) к соответствующим разъемам ЗУ (11).
4.1.1.3. Соединить провода подключения (12) с клеммами АКБ, соблюдая полярность.
При неправильном подключении АКБ срабатывает электрон-ная защита и работа ЗУ блокируется.
4.1.1.4. Подключить вилку шнура (10) к сети 220В, 50Гц.
4.1.1.5. Выключатель сети 220В, 50Гц (9) установить в поло-жение «I»- включено. Убедиться, что:
- индикатор состояния сети (5) не светится (нормальное на-пряжение сети 220В, 50Гц). При синем цвете свечения этого ин-дикатора напряжение сети меньше допустимого (<175В), при красном- напряжение сети больше допустимого (>260В);
- индикатор включения ЗУ (6) светится;
- на индикаторе (2) отображается напряжение подключенной АКБ.

Зарядка АКБ может производиться в следующих режимах:
- стабильного тока;
- стабильного напряжения (ограничения максимального напряже-ния заряда);
- комбинированном режиме.

4.1.2. ЗАРЯДКА АКБ В РЕЖИМЕ СТАБИЛЬНОГО ТОКА
Работа в этом режиме позволяет максимально быстро за-рядить АКБ. В процессе работы ток заряда остается посто-янным вплоть до полной зарядки АКБ. Чтобы не допустить перезаряда, необходимо контролировать процесс окончания зарядки АКБ.
4.1.2.1. Переключатель «ЦИКЛ» (3) установить в положение «ВЫКЛ.».
4.1.2.2. Переключатель «ИНДИКАЦИЯ» (4) установить в по-ложение «УСТ. НАПР.». Вращением по часовой стрелке регуля-тора «УСТ. НАПР.» (8) установить порог максимального напря-жения при заряде, превышающий номинальное напряжение АКБ в 1,5 раза, контролируя его по показаниям индикатора напряже-ния (2).
Например: для АКБ с номинальным напряжением 12В необхо-димо установить максимальное напряжение зарядки 18В.
4.1.2.3. Вращением по часовой стрелке регулятора «ТОК» (7) установить требуемый ток заряда АКБ, контролируя его по пока-заниям индикатора тока (1).
Примечание:Ток заряда зависит от типа и емкости АКБ. Ре-комендуемый ток заряда должен быть указан изготовителем АКБ в технической документации.
4.1.2.4. Переключатель «ИНДИКАЦИЯ» (4) установить в по-ложение «НАПР.». Произвести зарядку АКБ. Признаком оконча-ния зарядки является обильное газовыделение во всех банках АКБ и установление постоянной плотности электролита и напря-жения АКБ в течение 2 час.
4.1.2.5. После окончания зарядки поворотом в крайнее левое положение регулятора «ТОК» (7) установить минимальный ток заряда АКБ, выключатель сети 220В, 50Гц (9) установить в поло-жение «О»- выключено, отключить вилку шнура (10) от сети 220В, 50Гц, отсоединить провода подключения (12) от клемм АКБ.

4.1.3. ЗАРЯДКА АКБ В РЕЖИМЕ СТАБИЛЬНОГО НАПРЯ-ЖЕНИЯ (ОГРАНИЧЕНИЯ МАКСИМАЛЬНОГО НАПРЯЖЕ-НИЯ) ЗАРЯДА.
При работе в этом режиме степень заряженности АКБ по окончании зарядки зависит от величины установленного мак-симального напряжения заряда. По мере зарядки напряжение на выводах аккумуляторной батареи растет и постепенно приближается к выходному напряжению ЗУ, а величина за-рядного тока, соответственно, снижается и приближается к минимальному значению в конце зарядки (при условии уста-новки величины максимального напряжения заряда ЗУ ниже напряжения начала газовыделения АКБ). Полная зарядка АКБ в этом режиме занимает значительно больше времени по сравнению с зарядкой стабильным током, но позволяет произ-водить заряд без участия человека на заключительной стадии зарядки.
4.1.3.1. Переключатель «ЦИКЛ» (3) установить в положение «ВЫКЛ».
4.1.3.2. Переключатель «ИНДИКАЦИЯ» (4) установить в по-ложение «УСТ. НАПР.». Вращением по часовой стрелке регуля-тора «УСТ. НАПР.» (8) установить порог максимального напря-жения при заряде, превышающий номинальное напряжение АКБ в 1,18..1,22 раза, контролируя его по показаниям индикатора на-пряжения (2).
Например: для АКБ с номинальным напряжением 12В необхо-димо установить максимальное напряжение зарядки 14,2…14,6В.
4.1.3.3. Вращением по часовой стрелке регулятора «ТОК» (7) установить требуемый начальный ток заряда АКБ, контролируя его по показаниям индикатора тока (1).
Примечание:Ток заряда зависит от типа и емкости АКБ. Ре-комендуемый ток заряда должен быть указан изготовителем АКБ в технической документации.
4.1.3.4. Переключатель «ИНДИКАЦИЯ» (4) установить в по-ложение «НАПР.». Произвести зарядку АКБ. Признаком оконча-ния зарядки является установившееся и стабильное в течении 1 часа напряжение на АКБ, меньшее на 5% установленного макси-мального напряжения на выходе ЗУ.
4.1.3.5. После окончания зарядки поворотом в крайнее левое положение регулятора «ТОК» (7) установить минимальный ток заряда АКБ, выключатель сети 220В, 50Гц (9) установить в поло-жение «О»- выключено, отключить вилку шнура (10) от сети 220В, 50Гц, отсоединить провода подключения (12) от клемм АКБ.

4.2. ПОДКЛЮЧЕНИЕ И ЗАРЯДКА АКБ, УСТАНОВЛЕН-НОЙ НА ТРАНСПОРТНОМ СРЕДСТВЕ.
4.2.1. Установить регуляторы тока заряда (7) и максимального напряжения заряда АКБ (8) в крайнее левое положение.
4.2.2. Подключить зажимы проводов подключения АКБ (12) к соответствующим разъемам ЗУ (11).
При неправильном подключении АКБ срабатывает электрон-ная защита и работа ЗУ блокируется.
4.2.3. Подсоединить клемму АКБ, не соединенную с шасси транспортного средства с соответствующим проводом подключе-ния. Второй провод подключения подсоединить к шасси транс-портного средства вдали от АКБ и топливной линии.
4.2.4. Подключить вилку шнура (10) к сети 220В, 50Гц.
4.2.5. Выключатель сети 220В, 50Гц (9) установить в положе-ние «I»- включено. Убедиться, что:
- индикатор состояния сети (5) не светится (нормальное на-пряжение сети 220В, 50Гц). При синем цвете свечения этого ин-дикатора напряжение сети меньше допустимого (<175В), при красном- напряжение сети больше допустимого (>260В);
- индикатор включения ЗУ (6) светится;
- на индикаторе (2) отображается напряжение подключенной АКБ.
4.2.6. Зарядить АКБ в соответствии с п.п. 4.1.2. или п.п. 4.1.3.
4.2.7. После окончания зарядки поворотом в крайнее левое положение регулятора «ТОК» (7) установить минимальный ток заряда АКБ, выключатель сети 220В, 50Гц (9) установить в поло-жение «О»- выключено, отключить вилку шнура (10) от сети 220В, 50Гц, отсоединить провод подключения от шасси транс-портного средства, затем отсоединить второй провод подключе-ния от АКБ.

4.3. РАБОТА ЗУ В РЕЖИМЕ РЕВЕРСИВНЫХ ТОКОВ «ЦИКЛ».
При работе в этом режиме происходят последовательные циклы заряда- разряда АКБ небольшими токами (2…5% от емко-сти батареи), что позволяет уменьшить или полностью устра-нить сульфатацию пластин.
4.3.1.Для работы в этом режиме следует снять АКБ с транс-портного средства.
4.3.2. Установить регуляторы тока заряда (7) и максимального напряжения заряда АКБ (8) в крайнее левое положение.
4.3.3. Подключить зажимы проводов подключения АКБ (12) к соответствующим разъемам ЗУ (11).
4.3.4. Соединить провода подключения с клеммами АКБ, со-блюдая полярность.
4.3.5. Параллельно клеммам «+» и «-» АКБ подключить на-грузку, обеспечивающую ток разряда в соответствии с табл.1.
4.3.6. Подключить вилку шнура (10) к сети 220В, 50Гц.
4.3.7. Выключатель сети 220В, 50Гц (9) установить в положе-ние «I»- включено. Убедиться, что:
- индикатор состояния сети (5) не светится (нормальное на-пряжение сети 220В, 50Гц). При синем цвете свечения этого ин-дикатора напряжение сети меньше допустимого (<175В), при красном- напряжение сети больше допустимого (>260В);
- индикатор включения ЗУ (6) светится;
- индикаторы тока (1) и напряжения АКБ (2) светятся (при не-правильном подключении АКБ срабатывает электронная защита и работа ЗУ блокируется).
4.3.8. Переключатель режима «ЦИКЛ» (3) установить в поло-жение «ВЫКЛ.».
4.3.9. Переключатель «ИНДИКАЦИЯ» (4) установить в поло-жение «УСТ. НАПР.». Вращением по часовой стрелке регулятора «УСТ. НАПР.» (8) установить порог максимального напряжения при заряде, превышающий номинальное напряжение АКБ в 1,2..1,25 раза, контролируя его по показаниям индикатора напря-жения (2).
Например: для АКБ с номинальным напряжением 12В необхо-димо установить максимальное напряжение зарядки 14,4…15В, для АКБ с номинальным напряжением 24В необходимо устано-вить максимальное напряжение зарядки 28,8…30В и т.д.
4.3.10. Вращением по часовой стрелке регулятора (7) устано-вить требуемый начальный ток заряда АКБ в соответствии с табл.1, контролируя его по показаниям индикатора тока (2).

4.3.11. Переключатель «ИНДИКАЦИЯ» (4) установить в по-ложение «НАПР.». Переключатель режима «ЦИКЛ» (3) устано-вить в положение «ВКЛ.». При этом засветится индикатор (5) включения режима «ЦИКЛ» и АКБ будет периодически заря-жаться от ЗУ или разряжаться на подключенную нагрузку.
При сильной сульфатации пластин АКБ работу в этом режиме целесообразно проводить в течение 2…4 суток.
4.3.12. После окончания зарядки вращением против часовой стрелки регулятора (7) установить минимальный ток заряда АКБ, выключатель сети 220В, 50Гц (9) установить в положение «О»- выключено, отключить вилку шнура (10) от сети 220В, 50Гц, от-соединить провода подключения от клемм АКБ.

4.4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗУ ДЛЯ ОБЛЕГЧЕНИЯ ЗАПУСКА ДВИГАТЕЛЯ.
Этот режим применяется в случае запуска двигателя ТС в условиях низких температур и при изношенной АКБ.
Для этого необходимо в соответствии с п/п 4.2.1…4.2.6. под-ключить ЗУ к АКБ транспортного средства и в течение 5…15 мин. произвести заряд аккумуляторной батареи, после чего, не отключая ЗУ запустить двигатель.
После запуска двигателя отключить ЗУ в соответствие с п/п 4.2.7.

ВНИМАНИЕ! При зарядке АКБ выделяются взрывные га-зы. Необходимо обеспечить вентиляцию зоны заряда. Беречь от огня и искр.

ВНИМАНИЕ! При эксплуатации ЗУ в помещениях с по-вышенной температурой или вблизи нагревательных приборов может произойти перегрев внутренних частей ЗУ. В этом случае срабатывает электронная защита от перегрева и ЗУ выключается до достижения допустимой температуры внутри корпуса. Отключение ЗУ сопровождается свечением символа «ПЕРЕГРЕВ» (мерцающий «0» в младшем разряде ин-дикатора напряжения (2).

ВНИМАНИЕ! Запрещается использовать ЗУ для переза-рядки неперезаряжаемых батарей.

5.ПРАВИЛА ХРАНЕНИЯ И ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ.
ЗУ могут транспортироваться железнодорожным, автомо-бильным и речным транспортом в открытом положении, в соот-ветствии с правилами, действующими на соответствующем виде транспорта.
Условия транспортирования в части воздействия климатиче-ских факторов внешней среды – по группе 8 ГОСТ 15150, в части воздействия механических факторов – по группе Л ГОСТ 23170.
ЗУ должны храниться в складских помещениях или под на-весом. Наличие в воздухе паров кислот, щелочей и прочих агрес-сивных примесей не допускается.
Условия хранения в части воздействия климатических факто-ров внешней среды – по группе 4 ГОСТ 15150.